-----------------------------------------------
-----------------------------------------------
-----------------------------------------------
Нейропсихолог изучает связь мозга и психических процессов. Иными словами, какие отделы мозга и каким образом обеспечивают правильную речь, хорошую память и внимание, яркое восприятие окружающего мира и пр.
Работая с "неуспевающим" учеником, нейропсихолог видит именно причину
школьных трудностей, скрытую в особенностях работы мозга этого ребенка.
Действительно, банальная безграмотность может быть следствием и
неустойчивого внимания, и быстрой утомляемости, и дефектов зрительного
восприятия, и нарушений различения звуков, и многого другого. Зная
истинную причину проблемы, можно целенаправленно и эффективно ее
устранить, а не тратить уйму времени на "механическое" заучивание правил
правописания.
Если вам или вашим близким порекомендовали обратиться к нейропсихологу -
не волнуйтесь. В его кабинете не будет ни кушеток, ни медицинской
техники. Вам предложат небольшие, "несерьезные" на первый взгляд
задания: запомнить ряд слов, нарисовать рисунок, посчитать в уме и пр.
Но, вместе с тем, за этой простотой скрывается очень серьезный
кропотливый анализ: из мелочей составить общую картину работы мозга,
определить, какой его участок "дал сбой" и предложить пути эффективной
помощи в каждом конкретном случае.
Игнорирование психофизиологических причин возникновения школьных
проблем (школьных трудностей) обязательно приводит к формированию
такого психолого-педагогического явления как школьная неуспешность.
Проблема школьной неуспешности гораздо шире проблемы школьной
(учебной, академической) неуспеваемости. Если школьная
неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности
школьника и понимается как низкий уровень (степень, показатель)
усвоения знаний, то школьная неуспешность отражает определенное
свойство личности, содержащее немало компонентов, имеющее свои
характеристики...
Откуда же берутся трудности в обучении, каковы причины школьной
неуспешности?
По глубокому убеждению М.М.Безруких, директора Института возрастной
физиологии РАО, школьные трудности создают сами взрослые, работающие
с детьми. По причине незнания и непонимания закономерностей развития
психических и физиологических процессов организма детей разных
возрастных периодов они не только не умеют вовремя заметить школьные
проблемы, но и не знают, как помочь их преодолеть. И у педагогов, и
у родителей часто наблюдается низкая компетентность в вопросах
функционального развития и здоровья детей. М.М.Безруких
предостерегает: «Проблема школьных трудностей поднимается во всем
мире. Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и социальная,
и психологическая, и медицинская, и педагогическая... Необходимо
понимать, что если ребенок 6–7 лет имеет плохую произвольную
регуляцию деятельности, то это естественно, с этим нельзя бороться,
это нужно только учитывать... Незнание и непонимание физиологических
или психофизиологических основ формирования базовых учебных навыков
не позволяет понять механизмы возникновения школьных проблем»
Итак, к школьным проблемам в первую очередь приводит
психофизиологическая и валеологическая некомпетентность взрослых,
воздействующих на ребенка как в школе, так и дома. Если школьная
неуспеваемость психически здорового школьника является, как правило,
«браком» в работе образовательного учреждения, то школьная
неуспешность – не только школы, но и семьи. Школьная успешность
включает в себя некий уровень успеваемости, но он часто оказывается
не на первом месте. Окружение учащегося, без сомнения, оказывает
серьезное влияние на его школьную успешность. Среди факторов,
влияющих на появление школьных трудностей, а в результате и школьной
неуспешности, М.М.Безруких выделяет факторы внешней среды и факторы
роста и развития ребенка. К неуспешности всегда приводит нарушение
социально-психологической адаптации.
Некоторые школьники уже с первого класса попадают в разряд
неуспешных и остаются таковыми долгие учебные годы. Успешность
младшего школьника определяется наличием высокого адаптивного
ресурса. Чем слабее функционально развит организм, тем меньше его
адаптивный ресурс. Как же помочь ребенку с низким ресурсом,
обусловливающим школьную неуспешность? Каковы истинные причины,
факторы и критерии школьной неуспешности?
Возможными причинами школьной неуспешности могут быть не только
слабая концентрация внимания; низкий уровень развития таких
познавательных способностей, как восприятие, мышление, память, речь;
несформированность рефлексивных способностей; но и отсутствие
учебной мотивации; неадекватность самооценки; определенные черты
характера, например, чрезмерная импульсивность; отрицательные
психические состояния; негативные факторы окружающей среды и
многое-многое другое. Естественно, что многие эти явления тоже имеют
свои причины. И эти причины кроются и в семье, и в школе. Например,
многие дети страдают оттого, что не соответствуют требованиям
родителей. Нежелание учиться часто возникает, во всяком случае – в
первом классе, например, оттого, что ребенок в силу своего
психофизиологического развития многого просто еще не может! Дети все
хотят учиться до тех пор, пока не поймут, что не могут делать это
так, как хотят от них взрослые.
А иной раз причиной длительной неуспешности может быть и
несоответствие формы подачи учебного материала учителем (учителями)
индивидуальному стилю учебной деятельности ребенка, что может
привести не только к устойчивой академической неуспеваемости,
негативному отношению к учению, учителю, школе, но и к неврозам,
стрессам и затяжным депрессиям. Школьная неуспешность часто вызывает
агрессию, чувство противоречия, приводит к грубым нарушениям
дисциплины, сопровождается страхами, отрицательно сказывается на
формировании личности и здоровье ребенка. Школьная неуспешность
конкретного ребенка может быть обусловлена различными причинами,
иметь разные последствия, и поэтому требует тщательного обследования
как самого ребенка, так и его ближайшего окружения.
Итак, школьная неуспешность может являться как следствием, так и
причиной нарушения психофизиологического развития, социальной
адаптации школьника, и фундамент «школьного благополучия» должен
закладываться еще в дошкольном возрасте. Родителям следует задолго
до определения ребенка в школу позаботиться о том, чтобы период
адаптации в первом классе не стал для их чада болезненным. А по мере
возникновения у ребенка школьных трудностей во время обучения
родителям следует тщательно разбираться в их причинах и делать все
возможное, чтобы помочь ему эти трудности преодолеть. Своевременное
обращение к грамотному детскому психологу позволит по результатам
диагностики трудностей в обучении и других школьных трудностей
подобрать для ребенка необходимые развивающие игры и упражнения,
провести тренинги успешности, что позволит избежать в дальнейшем
многих проблем. В задачу психолога входит определение готовности
детей к школе, выявление причин школьных трудностей.
С «проблемным» ребенком, безусловно, необходимо заниматься. Ни в
коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с его сверстниками!
Разница между физиологическим и паспортным возрастом бывает
чрезвычайно велика. Поэтому работу с детьми надо выстраивать очень
грамотно, с учетом их индивидуальных особенностей.
Часто родителям не удается завладеть вниманием ребенка, заставить
вникнуть в смысл обращенных к нему слов, побудить к выполнению
какого-либо задания, качественно подготовить упражнения, нацеленные
на выработку учебных навыков, не затратив при этом много времени и
сил - своих и ребенка. Здесь надо понимать, что причиной такого
поведения детей является часто не лень, а возрастная
несформированность познавательных функций, медленный темп созревания
моторики и т.п. Дошкольника и ребенка младшего школьного возраста не
следует торопить. Именно это физиологически самый вредный фактор,
приводящий к нарушению физического и психического здоровья. Стресс
ограничения во времени — один из самых сильных стрессов, влияющих на
функциональное состояние ребенка. Механизм формирования многих
базовых учебных навыков таков, что скорость только тормозит их
формирование.
Как же помочь ребенку научиться слушать (а не просто слышать),
концентрировать внимание на существенном, осмысленно воспринимать
информацию, выделять главное, делать выводы, контролировать и
анализировать свои действия, нести за них ответственность? Как
помочь научиться осмысленно читать, понимать содержание
прочитанного? Проверяя с секундомером скорость чтения, вряд ли можно
сформировать эффективные механизмы чтения. Как помочь научиться
писать разборчиво буквы и цифры? То есть помочь выработать все те
умения, которые являются предпосылками учебной деятельности и
способствуют предупреждению, а часто и преодолению, школьной
неуспешности. И в каких условиях развивать эти способности? На все
эти вопросы можно найти ответы на страницах нащего сайта в статьях,
приведенных ниже.
Известно, что способности развиваются в эмоционально-благоприятной
обстановке, без нажима и в системе. Очень важно ребенку постоянно
чувствовать психологическую поддержку родителей, слышать слова
одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он
будет принят ими с любыми своими особенностями и недостатками.
Часто неуспешность учащихся связана с боязнью высказывать свои
мысли, отвечать на вопросы, проявлять свои способности и
возможности. Многие школьники испытывают страх перед опросом
учителя. В доброжелательной обстановке, в атмосфере творчества и
сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются. Растет самооценка,
формируется чувство уверенности в своих силах и желание проявить
себя. Дома необходимо моделировать школьные ситуации, проигрывать
их, тем самым «закаляя» ребенка. Тренинги школьной успешности
«расковывают» детей, вырабатывают механизмы предупреждения неврозов.
Школьная успешность имеет свои критерии и характеризуется умением
учащегося с наименьшими энергетическими затратами достигать
наибольших результатов. Это связано с проявлением многих
способностей, например, таких: все делать вовремя, чувствовать
ситуацию, применять рациональные средства для достижения
поставленной цели, притягивать к себе людей, испытывать чувство
радости, удовлетворения, уверенности в собственных силах, не
унывать, не пасовать перед трудностями, бережно относиться к своему
здоровью и т.д.
Важнейшими составляющими школьной успешности являются: здоровье,
творческая самореализация, позитивность мышления, активность,
адекватная самооценка, осведомленность, произвольность психических
процессов, сформированность базовых учебных навыков, высокий
адаптивный ресурс (возможность адаптироваться в сложной ситуации),
мотивационные факторы и т.д.
Как было сказано ранее, неуспешным школьник становится только тогда,
когда вовремя не были преодолены "школьные трудности", под которыми
понимается весь комплекс проблем, возникших у ребенка при
систематическом обучении и постепенно приводящих к ухудшению
состояния здоровья, к нарушению социально-психологической адаптации
и только в последнюю очередь — к снижению успешности обучения»
(М.М.Безруких).
Коррекция проблем школьной успеваемости:
1 час занятий: 500 руб.
Важно знать родителям:
1) Во время первичной консультации специалист проводит
нейропсихологическую диагностику. Этот метод является безаппаратурным и
безвредным. В его основе лежат нейропсихологические методы, созданные
основоположником нейропсихологии А.Р. Лурия в начале 20 века, которые
позже были адаптированы для детского возраста.
2) По результатам диагностики составляется заключение о состоянии
высших психических функций ребенка: восприятия, внимания, памяти,
мышления, речи. Именно эти процессы являются базовыми и определяющими
для успешного обучения в школе. А также по итогам нейропсихологической
диагностики составляется программа коррекционной заботы и даются
рекомендации.
3) Нейропсихологическая коррекция-это один из эффективных методов
работы с детьми. Курс коррекционных занятий состоит из набора
двигательных и когнитивных упражнений, которые подобраны, исходя из
индивидуальных особенностей развития ребенка. Данные упражнения
направлены на развитие высших психических функций, а также способствуют
развитию функций самоконтроля, пространственных представлений, повышению
уровня работоспособности.
4) Первый коррекционный курс состоит из 20-25 занятий (2 раза в
неделю). Помимо занятий с нейропсихологом обязательным условием
успешного развития и преодоления трудностей в обучении является
выполнение домашних заданий и рекомендаций специалиста. Родителям могут
быть предложены как индивидуальные занятия ребенком, так и групповые. В
первую очередь это зависит от индивидуальных особенностей развития
ребенка.
5) Параллельно с курсом коррекционных занятий многим детям показан
курс массажа, контрастный душ, правильный режим питания, а также
умеренные физические нагрузки.
6) Первые результаты коррекционных занятий чаще всего видны уже
после 10 занятий. В зависимости от них специалисты уточняют стратегию
коррекционной работы. Очень важную роль на всех этапах коррекционных
занятий играет участие родителей. Нейропсихолог просит регулярно
заполнять отзывы о достижениях ребенка.
7) В редких случаях нейропсихологическая коррекция может иметь
отсроченный положительный эффект (до 4 месяцев после окончания полного
курса). Коррекционный курс повторяется через 1-2 месяца (в зависимости
от рекомендации специалиста)
8) Эффективность коррекции во многом зависит от участия родителей в
процессе: регулярного выполнения общеукрепляющих процедур,
информировании специалиста об успехах и трудностях ребенка!
Формат занятий: Индивидуальные
1. Коррекционные процедуры проводятся только по предварительной
записи. Предварительную запись Вы сможете осуществить как по
телефону 8 (903) 305-17-93, так и
по электронной почте ikzn@inbox.ru . Время: 9.00-22.00
2. При записи, обязательно заранее подготовить необходимую
информацию. Это поможет сэкономить время и начать конструктивную,
предметную работу. Необходима информация о следующем:
- имя и возраст
- краткая суть проблемы
- заключения логопеда, дефектолога, невролога (если таковые имеются)
3. После предоставления подробной необходимой информации, требуется
некоторое количество времени (обычно 2-3 дня) для проведения анализа
данных и выработку комплекса коррекционных мероприятий. К каждому
случаю подхожу строго индивидуально.
4. В своей частной практики я не использую инвазивных способов
воздействия, медикаментозных способов воздействия и гипнотических
способов воздействия. В работе используются лояльные коррекционные
методы на основе возможностей ВПФ (высших психических фукций)
человека.
5. Оплата производится не за количество занятий, а за результат.
Иногда количество занятий по тем или иным причинам оказывается
недостаточным, поэтому дополнительные занятия отдельно не
оплачиваются. Работа ведется до результата, и, если необходимо, то
вводятся дополнительные коррекционные средства по ходу процедур. Мы
все индивидуальны, поэтому изменения и добавления в занятиях
появляются и вводятся по мере продвижения процедур.
6. Каждое действие, каждое занятия подробно описываются и
обосновываются, с тем, чтобы родители или человек понимал, для чего
мы это делаем, и какие результатов желаем добиться. Данное
необходимо, т.к. часть занятий проводятся Вами самостоятельно. И от
того, насколько сознательно и с понимание Вы это делаете, зависит
общий результат занятий.
7. Занятия проводятся по выбору на моей территории, так и возможен
личный выезд, в том числе в другой город. На данный момент работаю в
городах: Казань, Йошкар-Ола, Зеленодольск, Чистополь, Волжск,
Чебоксары, Набережные Челны. Условия выездного лечения
обговариваются индивидуально.
Нейропсихологическая диагностика и исправление дефектов речи в
Казани основанные на как на классических эффективных методиках, так
и на собственных разработках, исследованиях, проводящихся в течение
практической деятельности. Особенным пунктом хочу отметить работу с
дисграфией и дислексией, к коррекции которых требует всегда
нестандартный, индивидуальный подход. В своей работе я провожу
бесплатные консультации всех желающих, потому как с многими
проблемами можно справиться своими силами.
Я сотрудничаю со специалистами Москвы, Киева, Санкт-Петербурга,
Нижнего Новгорода, регулярно повышая профессиональную квалификацию.
Сфера медицинских интересов: проблема дизартрии, всех видов афазий,
дислексии и дисграфии.
География оказываемых мною услуг не ограничивается только г. Казань.
Провожу выездные консультации и осуществляю надзор за процессом
лечения в Татарстане, Марий-Эл, Удмуртии, Башкирии.
Если у Вас возникли какие-либо вопросы, или просто нужна
квалифицированная консультация, звоните: 8 (903) 305-17-93. Вы
так же можете обратиться со своим вопросом по электронной почте:
ikzn@inbox.ru . Всю почту проверяю регулярно и отвечаю в течение 1-2 дней.
Есть вопросы? С удовольствием отвечу
Тел: (843) 253-17-93
Моб: 8 (903) 305-17-93
Почта: ikzn@inbox.ru
Синдромы мозговой несформированности у детей. Краткая характеристика.
Всего 4 синдрома мозговой несформированности:
1) Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов
мозга.
2) Функциональная несформированность левой височной доли
3) Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий.
4) Функциональная несформированность правого полушария.
Краткая характеристика:
1. Лобные отделы мозга: Легко отвлекается, быстро устает от
занятий. Вял и равнодушен практически ко всему, особенно к
выполнению школьных заданий. Учебная программа усваивается с трудом.
В обследовании ребенок медлителен и монотонен, не всегда удерживает
программу эксперимента. Основной феномен: склонность к упрощению
программы. Внешний контроль повышает эффективность работы. Речевая
продукция крайне бедная, снижена обобщающая функция речи, речь
примитивна по синтаксису. Включение ребенка в активную речь
затруднено. Основной при данной несформированнности - является
недостаток саморегуляции, программирования, целенаправленности и
контроля за протеканием собственной деятельности. И связана она со
слабым регулированием функции речи, речь еще не достигла такого
уровня развития, когда она станет организатором и конструирующим
фактором его деятельности.
2. Левая височная область: Отличительной чертой является
трудность в звукоразличении, и , как следствие, понимание речи,
воспринимаемой на слух. В остальных психических функциях не
обнаружены какие-либо значительные дефицитарные отклонения. В
жалобах ребенка ссылки на то, что учитель говорит быстро, непонятно.
При чтении проблема в расстановке ударения, чтение плохо
интонировано. Письменная речь нарушена в большей степени и зависит
от состояния фонематического слуха. В связи со звуковой лабильностью
расстраивается самоконтроль за собственной речью. В результате чего
появляется компенсаторное многословие, но чаще замкнутость,
молчаливость. При отсутствии коррекции нарушается способность
разворачивания программы собственных речевых высказываний,
появляется деформация обобщающей и номинативной функции речи.
3. Межполушарные взаимодействия: Данный синдром отличается
набором типичных признаков "функциональной автономности" мозговых
полушарий:
- несформированность реципрокной координации рук
- обилие реверсий (зеркал.)
- тенденция к игнорированию левой половины перцептивного поля
- несформированность фонематического слуха
- нестабильность номинативной функции речи
- "краевые" эффекты при исследовании памяти (первый и последний эталон
запоминает лучше)
- использование различных стратегий решения интеллектуальных задач, что
производит впечатление одновременного существования двух систем
мышления, поскольку в одном и том же эксперименте ребенок может
использовать то одну, то другую стратегию.
Все перечисленное приводит ко множеству вторичных дефектов, подчас
приводящих не только к учебной дезадаптации, но и к неоправданным
диагнозам.
4. Правое полушарие: В первую очередь обнаружение
недостаточного пространственного представления и нарушения порядка
воспроизведения слухоречевых и зрительных эталонов на следах памяти.
Нередки предметные парагнозии, дефекты сомато- и лицевого гнозиса,
цветоразличения и дифференциации эмоций. В зрительной памяти
нарушения порядка сочетается с обилием параграфий и реверсий.
Эталонные образцы видоизменяются и трансформируются до
неузнаваемости. Обнаруживаются также и реверсии и контаминации
(слепки) из двух фигур, и искажения, связанные с метрическими и
структурно-топологическими метаморфозами. Речь и мышление в пределах
нормы. Однако эти процессы носят "взрослый" штамповый оттенок с
обилием интонационно-мелодических и жестомимических компонентов.
Первичная пространственная недостаточность вредоносно сказывается на
эффективности письма, счета и чтения в той их части, которая
базируется на оптико-пространственном представлении.
Коррекция.
Современные методы коррекции детей с отклонением в психическом
развитии разделены на два основных направления.
Первое - когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление
трудностей усвоения школьных знаний и формирования высших
психических функций. Например: целенаправленная работа в сфере
слухоречевой памяти, формирование счетных операций и т.д.
Второе - методы двигательной коррекции (моторной), или
телесно-ориентированные методы. Попытки связать эти два направления
чаще всего сводятся просто к суммации их (вводят в коррекционную
программу когнитивные и двигательные методики). Опыт показывает, что
результат не достигается, так как в современной популяции детей
преобладают системные нарушения психических функций и
разнонаправленный дефекты. В сложившейся ситуации оптимальным
является системный подход к коррекции и абилитация психического
здоровья детей, в котором когнитивные и двигательные методы должны
применяться в некотором иерархизированном комплексе.
Основное направление - комплексная нейропсихологическая коррекция
и абилитация
Суть: Воздействие на сенсомоторный уровень, с учетом общих
закономерностей онтогенеза ("Методика замещающего онтогенеза"),
вызывает активизацию в развитии всех Высших психических функций, так
как он является базовым для дальнейшего развития Высших психических
функций, логично в начале коррекционного процесса отдавать
предпочтение именно двигательным методам, не только создающим
некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим ,
восстанавливающим и простраивающим взаимодействие между различными
уровнями и аспектами психической деятельности. Актуализация и
закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность
извне таких психических функций, как эмоции, восприятие, память,
процессы саморегуляции. Следовательно, создается базовая предпосылка
для полноценного участия этих процессов в овладении чтением,
письмом, математикой.
Методологически "комплексная нейропсихологическая коррекция и
абилитация" опирается на современные (по А.Р.Лурия) представление о
закономерностях развития и иерархическом строении мозговой
организации ВПФ в онтогенезе (прежде всего - в ракурсе теории о трех
функциональных блоках мозга); учение Л.С.Цветковой о
нейропсихологической реабилитации; принцип "замещающего онтогенеза"
(Семенович).
Методически - адаптированный вариант базовых нейропсихических,
телесно-ориентированных, театральных и иных психотехник,
применительно к детскому возрасту.
Предлагаю Вам мой мини опрос: Как Вы оцениваете свою память?
В этой форме вы можете задать любой вопрос, я постараюсь дать на него исчерпывающий ответ.
Если Вам понравилась информация на этом сайте, поведайте о ней своим друзьям, знакомым и коллегам.
Республика Татарстан, Казань
Тел: (843) 253-17-93
моб: 8 (903) 305-17-93
Заходите на наш сайт: www.rech.wallst.ru
пишите нам: ikzn@inbox.ru