-----------------------------------------------
-----------------------------------------------
-----------------------------------------------
Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью –
необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная
задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и
логопедами. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве. Особенно
важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка
имеются нарушения устной и письменной речи. В настоящее время
имеется достаточное количество литературы по преодолению нарушений
звукопроизношения. К сожалению, нарушение одной структурной
составляющей речевой системы влечет за собой вторичные и третичные
нарушения. Среди них, как правило, общее недоразвитие речи,
нарушения процессов чтения и письма, нарушения памяти, концентрации
внимания, словесно-логического мышления и т.д. Научить детей читать
и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто
даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может
быть во многом умнее и талантливее сверстников -и делать самые
невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении
и письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; Писать все слова
или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но
– окно и т.п. К сожалению, многие родители, а иногда и учителя
относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель
рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда
наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка
возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы
избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие "нелепые"
ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо
обратиться за консультацией к логопеду. Наличие стойких ошибок
такого типа говорит от том, что у ребенка частично нарушен процесс
письма – дисграфия.
Что такое дисграфия?
Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе
может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма.
Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован,
вызывает у ребенка множество проблем. Письмо – это сложная форма
речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают
участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный
анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная
связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития.
Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в
потоке речи и соединять, правильно произносить. Чтобы написать
слово, ребенку необходимо:
- определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого
звука;
- соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
- воспроизвести с помощью движений руки букву.
Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить,
проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на
составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций:
слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом
анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном
анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть
нарушение процесса овладения письмом – дисграфия (от греческого "графо"
- письмо).
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста, в силу различных обстоятельств, нет и учитель, родитель не могут получить квалифицированную консультацию. Как в этой ситуации помочь ребенку? Для начала необходимо, чтобы учитель начальных классов (родитель) знал, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим. Классификация дисграфических ошибок.
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов
и слухового восприятия:
пропуски гласных букв; всят-висят, комнта-комната, урожй-урожай;
пропуски согласных букв: комата-комната, вей-всей;
пропуски слогов и частей слова: стрки-стрелки;
замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий;
замена согласных: тва-два, роча-роща, урошай-урожай,
боказываед-показывает;
перестановки букв и слогов: онко-окно;
недописывание букв и слогов: чере-через, на ветка-на ветках,
диктан-диктант;
наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег-снег,
диктанат-диктант;
искажение слова: мальни-маленький, чайщик-чащи;
слитное написание слов и их произвольное деление: два-два, бойчасов-бой
часов, в ся-вся;
неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание
предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам
голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам
голодно.
нарушение смягчения согласных: болшой-большой, толко-только,
умчалис-умчались, мач-мяч.
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны
речи:
нарушения согласования слов: с еловый ветки-с еловой ветки, появилось
трава-появилась трава, огромная бабочки-огромные бабочки;
нарушения управления: в ветка-с ветки; умчались к чащу-умчались в чащу,
сидит стул-сидит на стуле;
замена слов по звуковому сходству;
слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще-в
роще, настене-на стене, на бухли-набухли;
пропуски слов в предложении.
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания,
анализа и синтеза, пространственного восприятия:
- замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в,
д-б;
- замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов:
и-ш, ц-щ;
- замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
- зеркальлное написание букв: с, э, ю;
- пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем
учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно
правила орфографии:
- безударная гласная в корне слова: вада-вода, чисы-часы;
- правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп-зуб,
дорошка-дорожка;
- обозначение смягчения согласных;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных.
В последнее время выделяется еще одна группа ошибок, которые считают
нужным отнести к дисграфическим, если они носят устойчивый характер. О
детях, имеющих такой тип ошибок, говорят: "Как слышат, так и пишут".
Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет
учителю (родителю), как выявить причины затруднений, так и правильно
определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по
преодолению этих нарушений.
Виды нарушений письма
В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но
все они основываются на причинах возникновения нарушений. Выделим
следующие виды нарушений процесса письма:
Артикуляторно - акустическая дисграфия
Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное
произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То
есть отражает сове дефектное произношение на письме.
Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания,
дифференциация фонем)
Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации,
распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах
букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и
мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и).
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова,
слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:
- пропуски согласных;
- пропуски гласных;
- перестановки букв;
- добавления букв;
- пропуски, добавления, перестановки слогов;
- слитное написание слов;
- раздельное написание слов;
- слитное написание предлогов с другими словами;
- раздельное написание приставки и корня.
Аграмматическая дисграфия
Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. На
письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном
употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения,
нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых
связей в предложении и между предложениями.
Оптическая дисграфия
Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных
функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных
рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.). Определив вид
нарушений процесса письма, вы можете наметить основные направления
работы с ребенком.
Коррекция дисграфии:
- Нейропсихологическая диагностика
- Нейропсихологическая коррекция
Коррекция дисграфии проводится по специальной программе, в которую я включил практически все успешные наработки специалистов России и мира, вместе со своими собственными успешными практическими занятиями.
Формат занятий: Индивидуальные
Индивидуальные: 2 месяца, 3 раза в неделю по 1,5 часа (+/-
3 занятия на усмотрение)
Стоимость полного курса - 18 000 рублей.
Возможен выезд на дом. Время и график занятий обговаривается
индивидуально.
1. Коррекционные процедуры проводятся только по предварительной
записи. Предварительную запись Вы сможете осуществить как по
телефону 8 (903) 305-17-93, так и
по электронной почте ikzn@inbox.ru
. Время: 9.00-22.00
2. При записи, обязательно заранее подготовить необходимую
информацию. Это поможет сэкономить время и начать конструктивную,
предметную работу. Необходима информация о следующем:
- имя и возраст
- краткая суть проблемы
- заключения логопеда, дефектолога, невролога (если таковые имеются)
3. После предоставления подробной необходимой информации, требуется
некоторое количество времени (обычно 2-3 дня) для проведения анализа
данных и выработку комплекса коррекционных мероприятий. К каждому
случаю подхожу строго индивидуально.
4. В своей частной практики я не использую инвазивных способов
воздействия, медикаментозных способов воздействия и гипнотических
способов воздействия. В работе используются лояльные коррекционные
методы на основе возможностей ВПФ (высших психических фукций)
человека.
5. Оплата производится не за количество занятий, а за результат.
Иногда количество занятий по тем или иным причинам оказывается
недостаточным, поэтому дополнительные занятия отдельно не
оплачиваются. Работа ведется до результата, и, если необходимо, то
вводятся дополнительные коррекционные средства по ходу процедур. Мы
все индивидуальны, поэтому изменения и добавления в занятиях
появляются и вводятся по мере продвижения процедур.
6. Каждое действие, каждое занятия подробно описываются и
обосновываются, с тем, чтобы родители или человек понимал, для чего
мы это делаем, и какие результатов желаем добиться. Данное
необходимо, т.к. часть занятий проводятся Вами самостоятельно. И от
того, насколько сознательно и с понимание Вы это делаете, зависит
общий результат занятий.
7. Занятия проводятся по выбору на моей территории, так и возможен
личный выезд, в том числе в другой город. На данный момент работаю в
городах: Казань, Йошкар-Ола, Зеленодольск, Чистополь, Волжск,
Чебоксары, Набережные Челны. Условия выездного лечения
обговариваются индивидуально.
Нейропсихологическая диагностика и исправление дефектов речи в
Казани основанные на как на классических эффективных методиках, так
и на собственных разработках, исследованиях, проводящихся в течение
практической деятельности. Особенным пунктом хочу отметить работу с
дисграфией и дислексией, к коррекции которых требует всегда
нестандартный, индивидуальный подход. В своей работе я провожу
бесплатные консультации всех желающих, потому как с многими
проблемами можно справиться своими силами.
Я сотрудничаю со специалистами Москвы, Киева, Санкт-Петербурга,
Нижнего Новгорода, регулярно повышая профессиональную квалификацию.
Сфера медицинских интересов: проблема дизартрии, всех видов афазий,
дислексии и дисграфии.
География оказываемых мною услуг не ограничивается только г. Казань.
Провожу выездные консультации и осуществляю надзор за процессом
лечения в Татарстане, Марий-Эл, Удмуртии, Башкирии.
Если у Вас возникли какие-либо вопросы, или просто нужна
квалифицированная консультация, звоните: 8 (903) 305-17-93. Вы
так же можете обратиться со своим вопросом по электронной почте:
ikzn@inbox.ru . Всю почту проверяю регулярно и отвечаю в течение 1-2 дней.
Есть вопросы? С удовольствием отвечу
Тел: (843) 253-17-93
Моб: 8 (903) 305-17-93
Почта: ikzn@inbox.ru
Нейропсихолог
– это клинический психолог, специализирующийся в области клинической
нейропсихологии, прошедший обучение по таким клиническим дисциплинам
как неврология, возрастная анатомия, физиология и гигиена,
клиническая анатомия и физиология ЦНС, психофизиология, физиология
высшей нервной деятельности и сесорных систем, нейрофармакология,
клиника внутренних болезней, психиатрия, психотерапия, и др.
дисциплины специальности. Нейропсихолог с помощью специально
подобранных для клиента заданий и упражнений помогает
скорректировать особенности развития памяти, восприятия, мышления,
речи, внимания как в процессе естественного развития, так и после
перенесенных травм и операций. Нейропсихолог может сделать
заключение о том, эффективны ли применяемые методы лечения,
основываясь на изменениях психологического состояния больного.
Непосредственным результатом его работы может быть точно
поставленный психологический диагноз или восстановление речи у
больного, восстановление других Высших Психических Функций (ВПФ) или
то, что в результате проведенной экспертизы найдена подходящая
область приложения сил больного и т.д. Нейропсихолог тесно
сотрудничает со специалистами клинико-психологического и
педагогического профиля, сопровождающих больного.
ДЕТСКИЙ НЕЙРОПСИХОЛОГ
Нейропсихология - раздел клинической психологии. Нейропсихологи
традиционно работали в клинике нервных болезней, нейрохирургических
клиниках и выполняли диагностическую работу, выясняя, какие функции
у человека пострадали (в результате травмы, болезни), и на основании
этого анализа предполагали топический диагноз (определение мест
поражения нервной системы).
Второй вариант работы нейропсихолога, тесно связанный с первым, это
восстановительное обучение. Детские нейропсихологи также проводят
анализ, выясняя структуру дефекта и в соответствии с этим
выстраивают методы работы, чтобы помочь больному ребенку преодолеть
его дефект. Это - традиционная область применения нейропсихологии.
В настоящее время нейропсихология распространяется на новые
практические области, включая помощь детям с трудностями обучения, с
задержками психического развития. Нейропсихолог проводит
обследование ребенка, выясняет, какие звенья высших психических
функций развиты у него хорошо, сильно, а какие - более слабые, и за
счет чего имеются те или иные трудности обучения. В таком случае
нейропсихолог применяет как традиционные нейропсихологические
методики диагностического характера (функциональные пробы, тесты),
так и методы «следящей» диагностики, включающие анализ продуктов
деятельности ребенка и наблюдение за ним.
Детские нейропсихологи имеют дело не только с дошкольниками,
младшими школьниками (хотя им уделяется центральное внимание), но и
с подростками. Например, к ним обращаются дети, страдающие
дисграфией (нарушениями письменной речи), которые в 10 - 11 классе
не до конца осознают, что с таким низким уровнем владения письмом,
как у них, они не смогут поступить в ВУЗ. При этом такие ребята
могут быть интеллектуально очень высокоразвитыми, но область
письменных навыков у них настолько слаба, что им требуется помощь.
Работа с дошкольниками - чрезвычайно важная для развития нашего
общества, ибо это проблема помощи детям с трудностями обучения.
Количество таких детей растет на 3-5% каждые 5 лет. В работе с
детьми 6-7 лет (до их поступления в 1 класс) важно вовремя выявить и
скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у детей не
создавалось «навыка неуспешного учения».
Нейропсихологи выделяют индивидуально-типологические особенности
детей, их сильные и слабые стороны. Это - дети близкие к норме, у
которых трудности обучения могут быть связаны с каким-то
определенным предметом (овладение письмом, математикой и т.д.).
Трудности обучения могут быть и более развернутые (например,
недостатки программирования и контроля действий, отражающиеся на
нескольких областях активности).
Нейропсихолог может работать и с умственно-отсталыми детьми. У таких
детей не происходит полного общего одинакового снижения всех
психических функций, это снижение неравномерное. Нейропсихолог может
выявить эту неравномерность и помочь другим специалистам построить
специализированное для данного ученика коррекционное обучение.
Дети, страдающие ДЦП (детский церебральный паралич), - это тоже
область работы нейропсихологов.
В целом нейропсихология как наука вносит вклад в понимание
системного строения высших психических функций человека в норме и в
патологии, при отклонениях в развитии, а также в приобретенных
патологиях. Системный анализ позволяет строить оптимальные
научно-обоснованные методы коррекционно-обучающего,
коррекционно-развивающего, или восстановительного обучения.
Детская нейропсихология - современная ветвь клинической психологии.
И заниматься этой областью должен специалист с соответствующим
образованием. Диагностика основных составляющих психической
деятельности у детей не топическая (у детей топический диагноз очень
сложно бывает поставить, для этого привлекают
высококвалифицированных невропатологов), а, как правило,
функциональная, ибо именно обнаружение снижения функций психики
позволяет выстраивать коррекционное обучение.
Как проверяется точность диагноза в нейропсихологии детского
возраста? Во-первых, использование электроэнцефалографии, данные
которой соотносят с результатами функционального анализа. Второй
источник верификации - применение других неинвазивных методов
(методов, не нарушающих целостности мозга), опора на принципы
системного строения мозга и его функций, на принцип динамической
локализации психических функций. И третий источник - успешное
коррекционное обучение.
Владение теорией и методами системного нейропсихологического анализа
- позволяет качественно разобраться в проблемах познавательной сферы
ребенка и организовать соответствующую форму коррекционной работы с
ним. Нейропсихологи могут дать научно-обоснованный совет родителям в
том, как им вести себя с ребенком, у которого имеются трудности в
обучении и развитии.
В каких ситуациях Вам следует обращаться на консультацию детского
нейропсихолога: нарушения психомоторного развития, моторная
неловкость, нарушения психической деятельности (мышления, памяти,
внимания, письма и чтения), эмоциональные нарушения в детском
возрасте (агрессия, капризы, неконтактность, неусидчивость,
тревожность, ревность), детские страхи, нарушения сна и аппетита,
проблемы общения, невротические реакции (заикание, тошнота и рвота,
ночные страхи, тики и др.), левшество; задержка психического
развития, психологическая готовность к школе, проблемы обучения в
школе.
Предлагаю Вам мой мини опрос: Как Вы оцениваете свою память?
В этой форме вы можете задать любой вопрос, я постараюсь дать на него исчерпывающий ответ.
Если Вам понравилась информация на этом сайте, поведайте о ней своим друзьям, знакомым и коллегам.
Республика Татарстан, Казань
Тел: (843) 253-17-93
моб: 8 (903) 305-17-93
Заходите на наш сайт: www.rech.wallst.ru
пишите нам: ikzn@inbox.ru